Путь УНОВИСа

В создании нового мира вещей значительная роль будет принадлежать уновисовцам, вдохновленным октябрьской революцией, глубоко и активно познающим мир формообразования. 

Художники прошлого воспринимали только внешний вид природы, помогали нам познавать её красоту, являются недостаточно активной силой для создания нового мира искусства.

Классическая архитектура нашего времени значительно отстает и пассивна, потому что только подражает и стилизует внешний мир форм, исходит из форм, лишь однажды являвшихся подлинными для своего времени, места и духовного состояния Древнего мира. 

Проникновение в мир форм идет не только от нового передового профессионального искусства, но и от народного, которое в примитивах и обобщениях создавало подлинную красоту. В более яркой и подлинной форме это относится к народной архитектуре, создававшейся в развитии и во взаимодействии с окружающей природой. 

Внешнее восприятие и отношение к природе как в живописи и архитектуре прошлого, так происходит и в науке, технике, и других областях человеческой деятельности. В них происходит освоение лишь внешних сил природы — силы ветра, падения воды и т.п., а также и подражание совершенным силам природы. Такое понимание и отношение к природе относится к цивилизации, уходящей в прошлое. 

С открытием внутренних, скрытых сил природы зарождается новая, более высокая цивилизация, где будущая архитектура должна основываться на своих законах, не разрушающих естественную среду, а вступающих в благотворное пространственное взаимодействие с окружающей природой.

Статья Лазаря Хидекеля в сборнике «АЭРО» № 2 за 1921 год.